«Поздравлю себя c сединой, a тебя – c молодыми годами» : Александр и Лидия Вертинские. 26 апреля 1942 года в Кафедральном соборе Шанхая перед алтарём стояли двое. Высокий, статный мужчина во фраке был уже немолод, в его лице читалась усталость, глаза мягко светились умом и добротой.Тоненькая, хрупкая невеста, казалось, вот-вот вспорхнёт под своды храма: в тёмных волосах трепетали цветы флёрдоранжа, широко посаженные газельи глаза на фарфоровом личике лучились восторгом, ноздри красивого античного носа трепетали. Это были Александр Вертинский и Лидия Циргвава. Великий Пьеро жил в эмиграции с 1920 года: Константинополь, Бухарест, Сопот, брак с Рахиль Потоцкой, затем Париж, который стал для артиста второй родиной. B Париже Александр Николаевич познакомился с великими князьями Романовыми и принцем Уэльским, Чарли Чаплиным, Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, был дружен с Анной Павловой и Тамарой Карсавиной. B вечерних ресторанах, B парижских балаганах, B дешёвом электрическом раю, Всю ночь ломаю руки От ярости и муки И людям что-то жалобно пою. Он свободен: свободен в передвижениях, свободен в своём сердце: брак фактически просуществовал до 1930 года, хотя развод оформлен не был. «…Моя Франция – это один Париж, зато один Париж – это вся Франция! Я любил Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя было не любить, как нельзя было его забыть или предпочесть ему другой город. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно. Это был город, где свобода человеческой личности уважается… Да, Париж… это родина моего духа!» Александр Вертинский Как хорошо без женщин, без фраз, Без горьких слов и сладких поцелуев, Без этих милых слишком честных глаз, Которые вам лгут и вас еще ревнуют! Как хорошо без театральных сцен, Без длинных «благородных» объяснений, Без этих истерических измен, Без этих запоздалых сожалений. И как смешна нелепая игра, Где проигрыш велик, а выигрыш – ничтожен, Когда партнеры ваши – шулера, A выход из игры уж невозможен. Как хорошо с приятелем вдвоём Сидеть и тихо пить простой шотландский виски И, улыбаясь, вспоминать о том, Что с этой дамой вы когда-то были близки. Как хорошо проснуться одному B своем веселом холостяцком «флете» И знать, что вам не нужно никому Давать отчёты, никому на свете! A чтобы проигрыш немного отыграть, C ee подругою затеять флирт невинный И как-нибудь уж там постраховать Простое самолюбие мужчины! 1940 г. Осенью 1934 года Вертинский на борту трансатлантического лайнера отплывает к берегам Америки. В Нью-Йорке ему рукоплещет цвет русской эмиграции, среди которой Шаляпин и Рахманинов, а Марлен Дитрих приглашает пожить на её роскошной вилле в Беверли-Хиллз. Ho мятущаяся душа маэстро нигде не находит пристанища, и уже в 1935 он едет в Маньчжурию – сначала в Харбин, затем в Шанхай. Именно здесь в 1940 году, на одном из концертов в кабаре «Ренессанс», произошло знакомство Александра Николаевича с дочерью служащего Китайско-Восточной железной дороги Лидией Циргвава. Ему 51; молоденькой девушке, блистающей дивной, экзотической красотой, всего 17. Лидия (Лила) Циргвава. «Я вас обожаю, моя маленькая грузинка! ОБОЖАЮ, несмотря на запреты грузинского общества и ваших родных!» – писал Лиле Вертинский, уезжая на гастроли Отца Лидии не стало, когда ей было десять лет, а мать категорически воспротивилась браку дочери. Какой мезальянс – жених на 34 года старше невесты! Однако, несмотря на внешнюю хрупкость и кажущуюся восторженность и наивность, Лидия обладала непреклонной волей и весьма своенравным характером. Мать сдалась: так спустя два года Лидия Циргвава стала Лидией Вертинской – с того дня на всю оставшуюся жизнь. «Полутемный зал в сигаретном дыму. Небольшое возвышение для джаза. На сцену выходит пианист, и рядом возникает человек в элегантном черном смокинге. Вертинский! Какой он высокий! Лицо немолодое. Волосы гладко зачёсаны. Профиль римского патриция! Он мгновенно окинул взглядом притихший зал и запел. На меня его выступление произвело огромное впечатление. Его тонкие изумительные и выразительно пластичные руки, его манера кланяться – всегда чуть небрежно, чуть свысока. Слова его песен, где каждое слово и фраза, произнесенные им, звучали так красиво и изысканно. Я еще никогда не слышала, чтобы так красиво звучала русская речь, слова поражали своей богатой интонацией. Я была очарована и захвачена в сладкий плен». Лидия Вертинская Она y меня, как иконка – Навсегда. Навсегда. И похожа она на орлёнка, Выпавшего из гнезда. На молодого орлёнка, Сорвавшегося co скал, А голос её звонкий Я где-то во сне слыхал. И взгляд у неё – как у птицы, Когда на вершинах гор Зелёным огнём зарницы Её озаряют взор. Вертинский давно мечтал вернуться в Россию. Шла Вторая мировая война, и он не мог оставаться вдали от Родины в тяжёлую годину. В письме, написанном на имя Вячеслава Михайловича Молотова и доставленном из Шанхая в Москву посольским чиновником, Вертинский просил «простить его и пустить домой, в Россию, обещал служить Родине до конца своих дней» (из книги воспоминаний Лидии Вертинской «Синяя птица любви»). B ноябре 1943 года Александр Николаевич, мать Лидии и она сама c трёхмесячной дочерью Марианной на руках приехали в Москву. Поселились в гостинице «Метрополь», где прожили три года, а затем получили просторную квартиру. B 1944 году родилась Анастасия. Лидия Владимировна по настоянию мужа поступила на факультет живописи в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, который окончила в 1955 году. Обладая яркой, оригинальной, нестандартной, поистине царственной красотой (сказалась принадлежность к княжескому менгрельскому роду), Лидия Вертинская вовсе не грезила карьерой киноактрисы. Однако кто-то обратил на неё внимание режиссёра Александра Птушко, приступившего в 1952 году к съёмкам фильма-сказки «Садко». Так на экраны влетела сказочная птица Феникс с лицом прекрасной женщины. Это лицо редкой, изысканной красоты, брови вразлёт над холодными, отрешёнными от всего земного фантастическими глазами буквально врезалось в память. Птица сулила очарованным странникам тихое счастье, блаженную страну покоя и обещала петь им сладкие песни… «Дорогая Лиличка, и Пекуля, и Муничка, и Лапочка! И «Птица Феникс», и… наконец, «Герцогиня»! Недостаток ласковых слов в наших отношениях – это тоже результат нашей серой собачьей жизни, где любовь и нежность – не в фаворе, где человеческие нежные, глубокие чувства – нечто чуждое, «ископаемое», с которыми знакомятся только по книжкам, и только для того, чтобы не показаться окончательными дураками и невеждами. И мы уже привыкли стесняться. Иногда мне очень хочется написать тебе всё то ласковое и нежное, что у меня есть в душе к тебе, моей первой и настоящей любви, матери моих чудесных детей… Но разве это напишешь?» Каждой строкой, каждым словом Вертинский словно приносил своё сердце к ногам обожаемой женщины. Ангелоподобные девочки, которым знаменитый отец посвятил песню «Доченьки, доченьки, доченьки мои», росли настоящими сорванцами и проказницами несмотря на то, что за ними присматривали бонны – няни, воспитывавшие Марианну и Анастасию в лучших традициях благородных семейств. Как-то раз за обедом Александр Николаевич сказал жене: «У меня такое впечатление, что мы воспитываем наших двух сте-е-гв не как советских гражданок». На семейном совете было принято решение отправить сестёр в пионерский лагерь, которое стало роковым. Дальше – от первого лица: вспоминает Анастасия Вертинская. Последний концерт был дан 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде. В тот же день Александр Вертинский скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности на 69-м году жизни. Его вдове было 34. Лидия Владимировна больше не вышла замуж, посвятив себя воспитанию дочерей. Она зарабатывала на жизнь, продавая свои пейзажи и эстампы, принимала участие в выставках, работала на полиграфическом комбинате. Ничего не меняла в квартире – правда, вынуждена была продать часть вещей: денег не хватало. Ослепительная красавица, Лидия Вертинская не раз получала предложения руки и сердца, но неизменно отвечала отказом. Она снова и снова пересматривала семейные фото, слушала пластинки с голосом Вертинского, особенно часто – «Ваши пальцы пахнут ладаном». Веточку флёрдоранжа, украшавшую её фату в день венчания, хранила до последних дней. Лидия Владимировна Вертинская скончалась 31 декабря 2013 года в возрасте 90 лет. Её могила находится рядом c могилой мужа. Я понял. За все мученья, За то, что искал и ждал, – Как белую птицу Спасенья Господь мне тебя послал…